пятница, 11 января 2008 г.

Исторические вехи становления мультимедиа

Термин «мультимедиа» является латинизмом, проникшим из англоязычных источников в различные языки практически в первоначальной транскрипции. Происходит он от соединения английских слов «multy», «multiple» (множественный, складной, состоящий из многих частей) и «media» (среда, средство) или, точнее, от латинских слов «multum» (много) и «media, medium» (средоточие, средство, способ). Таким образом, дословно «мультимедиа» означает «многие среды».
В общих чертах с точки зрения развития техники и технологий мультимедиа – это особый вид
компьютерной технологии, которая объединяет в себе как традиционную статическую визуальную (текст, графика), так и динамическую (речь, музыка, видеофрагменты, анимация и т. п.) информацию. При этом, корректно определять феномен мультимедиа не столько как «многие среды» (медиа), сколько как «полисреду», единое пространство, в синкретичном виде представляющее различные виды и способы предоставления информации (текст, графику, звук и т.д.).

«Техника» (от греческого techne – искусство, мастерство, ремесло) – термин, одновременно применявшийся для обозначения и искусства, и собственно техники. «Технология» (от греч. Techne – техника и logos – учение) – совокупность производственных операций, приемов, применяемых в каком-либо деле; совокупность знаний о способах обработки материалов, о производственных процессах и т. п.

В XVII веке в английском языке слово «техника» (technique) означало систематическое изучение искусства или терминологию конкретного вида искусства, в XVIII веке его значение стало приближаться к практическим искусствам, и только в XX веке, с бурным развитием науки, термин стал приобретать современное значение.

Еще в начале XX века в словаре Брокгауза и Ефрона «Техника» рассматривается как совокупность приемов, направленных на обработку и переработку сырых материалов в предметы, годные для потребления (науки о названных приемах называются технологией). В 1960-х техникой была названа вся масса средств, используемая людьми для производства предметов материальной культуры. Но с появлением информационного продукта, который не подпадает под определение материальной культуры, определение снова меняется.

Жак Эллюль, социолог и философ техники, предлагает следующее определение: «Техника — это вся масса методов, которые выработаны рационально и используются с абсолютной эффективностью в любом поле человеческой активности».

Философы, рассуждая об истории техники, ведут отсчет с орудий древних людей и включают в линию истоков и методы расчета, и средства счета (в том числе и цифровые, т. е. компьютер).

Обнаруженные в раскопках так называемая «вестоницкая кость», предметы с зарубками позволяют предположить, что наши предки были знакомы с техникой счета. Доска как счетный инструмент была у всех народов.

Методы расчета были изобретены в Месопотамии и в Древней Греции в контексте развития астрономических и других научных знаний. Обсерватории (II тысячелетие до н. э.), каменные лабиринты, народные календари, зарубки на столбах, узелки на веревках отражают различные системы счета, применяемые в Древности.

Современное общество цифровой эпохи — это взаимодействие между людьми, которое изменяется, прежде всего, в контексте эволюции компьютерной техники.

--------------------------------------------------------------------------------------

Попытаемся проследить исторические вехи развития технических средств, опираясь на материальные предметы, инструменты, которые использовались людьми в качестве счетных устройств с древнейших времен.

Историю цифровых устройств обычно начинают с IV-V веков до н.э., когда, предположительно в Вавилонии (нынешний Ирак), были изобретены счеты (абак) — прообраз современных цифровых устройств, прежде всего, компьютера.

Одним из первых устройств (V в. до н. э.), облегчавших вычисления, можно считать специальную доску, названную впоследствии абаком (с греч. "счетная доска"). Вычисления на ней проводились перемещением костей или камешков в углублениях досок из бронзы, камня, слоновой кости и пр. В Греции абак существовал уже в V веке до н. э.

Китайская разновидность абака - суаньпань - появилась в VI веке н.э.; Он представляет собой прямоугольную раму, поделенную на две неравные части. В большом отделении ("земля") на каждой проволоке нанизано по пять шариков, в меньшем ("небо") - по два. Проволоки соответствуют десятичным разрядам.

Соробан – это японский абак, происходит от китайского суаньпаня, который был завезен в Японию в XV- XVI веках. Соробан проще своего предшественника, у него на "небе" на один шарик меньше, чем у суаньпаня.

Дощаный счет

Читать больше

_________________________________________________________________________

Таким образом, как видим из хроники развития мультимедиа, технические элементы постоянно совершенствуются, становятся более насыщенными, емкими, гибкими, продуктивными, нацеленными на самые разнообразные потребности пользователей. Большинство технологических инноваций мультимедиа связано с Интернетом, историю которого условно делят на несколько этапов.

1945—1960 г.г. Теоретические разработки по интерактивному взаимодействию человека и ЭВМ.

1961—1970 г.г. Разработка технологических принципов развития Сети, ввод в действие ARPANET.

1971—1990 г.г. Появление электронной почты — оперативно-

го средства коммуникации, проведение ряда конференций (только в 1998 г. Ассоциация прогрессивных коммуникаций провела более 900 компьютерных конференций), создание Ассоциаций, организаций и фондов, направляющих возможности Интернета на службу глобальному цивилизационному обществу.

1991—2000 г.г. Новая история Сети.

_____________________________________

1957 г. Запуск в СССР первого искусственного спутника Земли. Это событие считается началом технологической гонки между СССР и США, приведшей в итоге к созданию глобальной Сети.

Движущая сила развития Интернета, как и компьютеров, — военные и война, Сама концепция (в ранней форме) подсоединения большого числа компьютеров к одному через удаленные терминалы активно развивается в Массачусетском технологическом институте (Massachusetts Institute of Technology — МП) в поздние 1950—1960-е гг. Как будут сообщаться американские города и люди после атомной войны? Очевидно, через некую сеть. Как будет управляться эта сеть? Любой центр управления мгновенно станет мишенью. RAND находит оригинальный ответ: центра не должно быть в принципе.

1971 г. Рэй Томлисон (Ray Tomlison) изобретает программу электронной почты e-mail. Точнее, он модифицирует уже имевшуюся программу и посылает себе письмо, предлагая использовать значок @. Программа становится хитом.

На протяжении 1970-х сеть ARPANET росла и уже в 1971 г. состояла из 15 узлов: UCLA, SRI, UCSB, Univ of Utah, BBN, MIT, RAND, SDC, Harvard, Lincoln Lab, Stanford, UIU(C), CWRU, CMU, NASA/Ames, а в 1972 г. — из 37. Сама ARPANET контролировалась вплоть до 1983 г. и была формально закрыта в 1989-м.

1992 г. 1 000 000 пользователей Интернет.

В 1990-е г.г. развитие мультимедиа переходит на новый этап. Появляются электронный телеграф, мобильные телефоны. Если в 1972 г. только 11% пользователей связаны с кабельным телевидением, в 1990-х — 63% имеют дома кабельное телевидение. Наличие модемов у пользователей домашних компьютеров и их выход в Интернет позволили говорить о наступлении постдигитальной эры. MPEG — компрессия данных, цифровое и спутниковое телевидение DST (digital satellite television), DTT (digital terrestrial television) стали реальностью второго тысячелетия.

1999 г. Впервые предпринята попытка цензуры Интернета (популярен принцип: «Интернет никому не принадлежит»). В ряде стран — Китае, Саудовской Аравии, Иране, Египте, странах бывшего СССР — технически блокируется доступ пользователей к определенным серверам и сайтам политического, религиозного и порнографического характера.

2002 г. Интернет связывает 689 млн. человек и 172 млн. хостов.

Компьютеризация и интернетизация общества происходят параллельно с утверждением новых стилей труда, новых ценностей, информационного разнообразия, и эти изменения не сводятся только лишь к технической сфере, они носят глобальный характер, проникая во все области жизнедеятельности людей. Подчеркивая масштабность изменений в обществе конца XX века, выводя их далеко за рамки технических и телекоммуникационных новаций Тоффлер отмечает: «Во все большей степени люди осознают, что вокруг нас формируется новая культура. И дело не только в компьютерах... Это новые установки по отношению к труду, полу, нации досугу, авторитетам и так далее».

Мультимедиа не может существовать в современном мире без технического развития, но это больше чем технология компьютерных имиджей и звуков. Идея мультимедиа гораздо шире: она в культурном разнообразии и в развитии тех изменений, которые происходят в человеке под воздействием мультимедиа.

____________________________________________________________________________

http://www.museutn.com — каталог виртуальных компьютерных музеев мира на английском языке;

http://www.icfcst.kiev.ua/museum/museum.html — Европейский музей компьютерной науки и техники на русском, украинском и английском языках;

http://www.savel.ru/museum — Савеловский музей древней компьютерной техники;

http://museiun.iu4.bmstu.ru — Музей истории развития вычислительной техники;

http://www.bashedu.m/konkurs/tarhov/russian/mdex_r.htm — Музей истории отечественных компьютеров.

http://www.edu.mccme.ruSchoolINetsch1685history.html

http://www.fio.byvypuskPotok_48group_3user_5first_steps.html

Комментариев нет: