пятница, 11 января 2008 г.

Маршалл Маклюэн — создатель теории медиа.


Герберт Маршалл Маклюэн (Herbert Marshall McLuhan, 1911-1980). Основные книги: «Галактика Гутенберга» (1962), «Понимая медиа» (1964), «Медиа — это массаж» (1967, совм. с Квентином Фиором); «Война и мир в глобальной деревне» (1968, совм. с Квентином Фиором). Основоположник англосаксонской традиции медиатеории. Англосаксонская школа считается одним из первых цельных направлений по изучению медиа — отчасти благодаря факту осмысления себя в качестве таковой, отчасти из-за огромной ее популяризации.

Маршалл Маклюэн — первый теоретик массмедиа, во многом опередивший свое время и по сути дела предсказавший еще в 1970-х наступление эпохи информационных технологий, — предложил культурологическую концепцию, в которой описывалась последовательная эволюция технических средств в разные периоды истории, революционно преобразовывавших всю практику (и сопутствующую ей теорию) межчеловеческой коммуникации — от колеса и печатного пресса Гутенберга до сверхзвуковой авиации и цветного телевидения. Отсутствие в этой цепи компьютера и глобальной сети Интернет обусловлено лишь тем обстоятельством, что Маклюэн скончался в 1980 г., за год до изобретения персонального компьютера, сумев, однако, с удивительной прозорливостью предсказать чуть ли не все те изменения, которые привнесло в нашу жизнь это очередное ключевое новшество в сфере технологий коммуникации.

Страницы биографии

Маклюэн родился 21 июля 1911 г. С 1946 г. до самой смерти (а умер он, как любят повторять его биографы, спокойно, во сне, под Новый год, в последний день 1980 г.) был преподавателем университета в Торонто и, по-видимому, умел обращаться с медиа, о которых писал. Его считали эксцентриком, он вел себя довольно непоследовательно и много дурачился.

Маклюэн выступал с выездными курсами лекций, его интервью публиковали в «Плейбое» (в 1968 г. он пытался убедить читателей, что мини-юбка антисексуальна), регулярно появлялся в телевизионных ток-шоу, близко общался со многими звездами своего времени (Энди Уорхолом, Джоном Кейджем, Эзрой Паундом, королем Швеции Карлом Густавом, Вуди Алленом — список бесконечен). В общем, довольно много трудился, пока, наконец, не достиг своей цели: осенью 1965 г. в газете «New-York Herald Tribune» критик Том Волф написал о нем: «Важный мыслитель, место которого в одном ряду с Ньютоном, Дарвином, Фрейдом, Эйнштейном и Павловым».

Над этой фразой до сих пор многие подтрунивают, называя Маклюэна дилером теории коммуникаций. Кроме того, он увлекался политическими играми: его имя как «советника» упоминали рядом с именами Кеннеди и Никсона. Его тексты изрядно политизированы и пахнут холодной войной.

В общем, он был идолом для массмедиа и прошел буквально незамеченным для академической традиции. С самого начала своей карьеры Маклюэн избегал академизма и авторитетов. Его утверждения часто бывали невероятными, но он считал, что необходимо разрушать линейные системы мысли. Однажды на конференции на претензию именитого американского социолога Маклюэн ответил: «Вам не нравятся эти идеи? У меня есть другие».

Он из тех теоретиков XX века, которые не признаются академической средой за отсутствием глубокой системности и обоснованности. В целом англосаксонскую традицию часто и небезосновательно упрекают в поверхностности и узости — ее представители любят рассуждать об истории человечества, основываясь исключительно на анализе коммуникационных технологий и полностью игнорируя социальные и другие факторы.

Маклюэн был преподавателем литературы. У него есть несколько тезисов о влиянии печати на культуру, сознание и развитие человечества, которые он постоянно повторяет. Лучшей его работой считается первая книга — «Галактика Гутенберга». Она посвящена феномену печатной культуры и таким коммуникационным медиа, как письменность и печать. Главный вопрос, которым задается Маклюэн, таков: в работе человеческого сознания нет и следа линейности или последовательности, — но именно такая цепь стала для нас индикатором логики и рассудка... Как же случилось, что на многие века линейная и непрерывная структура, где каждый последующий элемент зависит от предыдущего, стала принципом организации всего общества — как его физических, так и социальных структур?

Основной тезис Маклюэна, таким образом, состоит в том, что письменность и печать (они упоминаются вместе и взаимозаменяются, потому что дело, начатое первой, завершила вторая) ответственны за появление и развитие западного типа культуры со всеми вытекающими из нее последствиями. Этот Рубикон — причина всех бед, постигших западную цивилизацию; но избежать такого пути развития было невозможно.

Все биографы Маклюэна утверждают, что он был крайне хорош в беседах. Диалог был его стихией. Он мог проснуться ночью и позвонить приятелю, чтобы обсудить внезапную идею. Его дружбу никто долго не мог выносить. Маклюэна называли маньяком коммуникации. Его лекции, как и книги, не были линейны, и слушатели часто уходили, запутавшись в его пара-

доксах и антитезах, не дослушав до конца. Он утверждал, что не создает теории, а лишь делает наблюдения по некоторым линиям и контурам. Он ненавидел наследие «галактики Гутенберга» и противился линейности. С 1963 г. Маклюэн возглавлял созданный при нем «Центр по исследованию культуры и технологии» (Center for Culture and Technology). Сам Маклюэн легкомысленно относился к собственной репутации, не имел учеников, не заботился о чистоте и частоте публикаций, а занимался тем, например, что предсказывал возврат острых соусов в американскую кухню и т. д. Направление, в котором стала развиваться англосаксонская школа, теперь называется «communicational studies», — и до сих пор оно одно из самых востребованных.

на заметку:

http://www.dxlab.org/ni/lectures/lecture2.htm — статья О. Горюновой «Маклюэн — пионер медиатеории. Гений или идиот? (англосаксонская традиция)»;

http://www.aber.ac.uk/media/functioiis/mcs.hniil — статьи о Маклюэне и его работы;

http://ww.mred.com/wired/arcMve/4.01/samt.marshal_pr.htnil -биография Маклюэна.

«Медиа» означает «средство, способ, посредник, промежуточная ступень». Поскольку обмен информацией — необходимая составляющая жизни общества, то медиатехнологии являются одним из способов коммуникации, условием человеческой активности. Коммуникация — центральное звено цифрового будущего. Мы имеем счастье жить в век цифрового Ренессанса, в котором люди уже получают знания в качестве нового ресурса. Вместо физического присутствия — цифровое, электронное. Возникают новые формы социального взаимодействия не ограниченные языком или социальными барьерами.

Комментариев нет: